У вас есть семь дней на то, чтобы придумать оригинальную идею технического стартапа. Вас определяют в одну команду с людьми, с которыми вы никогда раньше не были знакомы, а их область знаний отлична от вашей. Через неделю вы должны представить свой проект команде менторов, состоящей из успешных предпринимателей, бизнес-ангелов и экспертов отрасли. И они не будут милосердны – таковы условия уникального курса, который встречает всех новых студентов Сколтеха.
Похожий на сценарий реалити-шоу, Innovation Workshop на самом деле представляет собой настоящее «боевое крещение», которое проходят сейчас 164 студента Сколтеха. Этот курс с самого начала учёбы направлен на воспитание у студентов понимания того, как они могут и должны стремиться коммерциализировать свои результаты в науке и исследованиях.
Проекты, предложенные студентами к началу второй недели воркшопа и представленные на суд менторов из Сколтеха, варьировались от перчатки, превращающей обычный текст в шрифт Брайля и пальто, регулирующего температуру хозяина, до устройства автоматического открывания окон и приложение для благотворительных пожертвований.
Перед тем как эксперты отправились на площадку оценивать студенческие работы и выбирать какие из команд получат менторскую поддержку в ближайшие 10 дней, за которые команды должны разработать прототипы своих идей, их напутствовал Илья Дубинский, основатель и директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха: “Не будьте слишком мягкими. Если что-то сделано плохо, скажите об этом. Оценивайте представленное не как студенческие проекты, а как полноценные, взрослые работы. Получить суровую оценку не менее полезно для реальной жизни. Инновационные компании должны быть готовы и к такому повороту”.
Менторы не подвели Илью Дубинского и их оценка проектов была очень разнообразной – от прямой критики и скептицизма до похвалы и шуток. Одна из команд представила устройство, использующее алгоритм машинного обучения, чтобы проанализировать, подвержен ли человек риску сердечно-сосудистых заболеваний, но эксперт из фарминдустрии заявил авторам: “Я пытался сделать подобное устройство в течение 15 лет и могу вам сказать – ничего не выйдет”.
Другая команда выдвинула идею “Электронного дворецкого” – программы, помогающей отслеживать запасы продовольствия в доме и подсказывающей какую группу продуктов или напитков следует пополнить, опираясь на отсканированные чеки из магазина и штрих-коды на упаковках продуктов. Красивая идея вызвала шутливый скепсис у ментора: “Выпив бутылку вина, я должен сканировать этикетку перед тем как отправить пустую бутылку в мусорное ведро? Ребята, бросьте! Если это и подходит, то только для немецкого рынка!”.
После предыдущей серии беспристрастной оценки осуществимости проектов, двое студентов, представивших проект Matcher – веб-сайт для знакомств, подбирающий пары на основе системы HLA (human leucocyte antigens или «главного комплекса гистосовместимости»), с опаской ожидали реакции на питч. Но, к их облегчению, один из менторов сказал, что ему нравится идея, хотя рынок и может отреагировать на неё с меньшим энтузиазмом.
Другой проект, получивший похвалу экспертов – очки Poogalo с автоматически регулируемым фокусным расстоянием. Их использование устраняет необходимость носить с собой две пары разных очков или заказывать бифокальные очки . “Это самая интересная идея, которую я слышал сегодня”, сказал Игорь Пивоваров, основатель компании медтехники HemaCore, представлявший на IW бизнес-акселератор NeuroNet.
Главной целью мерприятия было составить пары ментор-команда. После питчей наставники собрались, чтобы решить, какой проект выбрать и назначить двух или трех экспертов для каждой команды. В ближайшие 10 дней эксперты будут консультировать студентов во время разработки рабочих прототипов, а 23 сентября они соберутся в Сколтехе еще раз, для того чтобы посмотреть финальные презентации.
Студентов критика от экспертов отрасли не смущает: “Наш проект находится только в самом начале, так что нам нужно больше оценок от реальных специалистов в области медицины, а также из области предпринимательства и инноваций,” сказала студентка Юлия Митина, которая уже является квалифицированным врачом, специализирующимся на сердечно-сосудистой хирургии.
Она представляла проект устройства, которое будет использовать мобильный аппарат ЭКГ для измерения уровня стресса у человека и предупреждать его когда возможна остановка сердца. “Я надеюсь, что мы продолжим работу и сделаем действительно хороший проект”, – поделилась своими надеждами после презентации Юлия.
Студентка Биомеда Анастасия Григорьева, бывшая одной из тех, кто представлял проект веб-сервиса Matcher, сказала, что рада возможности начать работу, используя отклик, полученный командой от экспертов: “оценки и отзывы очень полезны, потому что наставники обладают большим опытом в области, в которой мы всего лишь несколько дней. Мне понравилось, что все было очень позитивно. Нашу работу не только критиковали, но и предлагали новые идеи и новые возможности”. Не обошлось и без комичных моментов. “У нас было много проблем с тем, как найти новую идею – несколько раз мы, казалось, находили ее, но погуглив, обнаруживали, что все уже сделано до нас другими”.
Наряду с откровенной критикой, нашлось место и для похвал и конструктивных рекомендаций. Наставник Новика Мрдович (Novica Mrdovic), управляющий директор американской компании-производителя опто-электронных модулей NeoPhotonics, сказал, что для него самым главным было то, что студенты смогли предложить идеи: “Бизнес-планы, навыки ведения переговоров, презентаций – это то, что все вы можете узнать потом. Никто из нас не рождается зная, как написать бизнес-план или как провести маркетинговое исследование. Но никто не может научить вас тому, как придумать идею. Поэтому, я приглашаю вас быть творческим. Будьте открыты для идей. Не бывает плохих идей. Ну, хорошо, некоторые и впрямь стоит придержать при себе, но будьте открытыми для нового. И не принимайте в штыки если кто-то объясняет вам, почему предложенное вами невозможно осуществить”.
Руководствуясь своим прошлогодним опытом в качестве наставника на IW Дмитрий Кулиш, основатель и управляющий директор фармацевтическо-консалтинговой компании DrugDevelopment, дал студентам несколько советов о том, как провести ближайшие 10 дней: “Вы должны использовать их чтобы определить видение проекта. Вы услышали много критики, но не должны отчаиваться. Определите нишу внутри вашего проекта, задачи которые выполнимы в течение следующих двух недель – и сделайте свою домашнюю работу”.
По словам Игоря Пивоварова, он впечатлен качеством презентаций, но в меньшей степени, в результатами исследований, на которых они были основаны. “Сначала попытайтесь поговорить с вашими клиентами, чтобы понять, что им нужно, а затем изобрести продукт, основанный на их потребностях” Игорь Пивоваров дал и несколько конкретных рекомендации для студентов, работающих в медицинских проектах – области, в которой предприниматель имеет значительный опыт. “Самой большой проблемой всегда один вопрос: кто будет платить за это и зачем им это нужно?”
Другой бизнес-эксперт с опытом в сфере здравоохранения – Дмитрий Цыпин, сказал, что некоторые из этих проектов были лучше, чем те, с которыми он сталкивался в своей работе. Он призвал студентов не отказываться от строго регулируемого рынка медицинских устройств и предложил альтернативу маркетинговым исследованиям на основе идей продукта: “Другой подход заключается в том, чтобы подобно Apple, научить мир. Вы должны изучить оба маршрута. Может быть, одна из ваших идей в будущем изменит мир. Не бойтесь же этого!”
Оригинал публикации: SK.ru