Сколтех — новый технологический университет, созданный в 2011 году в Москве командой российских и зарубежных профессоров с мировым именем. Здесь преподают действующие ученые, студентам дана свобода в выборе дисциплин, обучение включает работу над собственным исследовательским проектом, стажировку в индустрии, предпринимательскую подготовку и постоянное нахождение в международной среде.

Ксения Цоктоева: Стажировка в Сколтехе позволила мне получить уникальный опыт

Первый иностранный стажер Лаборатории Робототехники Сколтеха защитила отчётную презентацию и возвращается в Bucknell University с новыми знаниями и уникальным опытом

IMG_5395В конце июля студентка американского Bucknell University Ксения Цоктоева закончила свою стажировку в Сколтехе. 15 июля Ксения защищала перед коллегами из Лаборатории Робототехники свою отчетную презентацию. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы поговорить с первым иностранным стажером Сколтеха о том, оправдались ли ее ожидания и каковы ее впечатления от полутора месяцев учебы и работы в команде Reachbot под руководством проф. Дмитрия Тетерюкова.

Ксения, как прошли эти полтора месяца?
- Просто прекрасно! Честно говоря, у меня были немного другие ожидания. Я понимала, что смогу чему-нибудь научиться, но никак не ожидала, что здесь у меня будет столько возможностей повысить свой уровень в области программирования и робототехники. И, разумеется, приятным сюрпризом было то, что мне уделяли очень много внимания и все члены команды были готовы помочь.

IMG_5427Было очень много нового – я раньше никогда не работала с SolidWorks или 3D-принтерами, а в Сколтехе у меня появилась такая возможность и шанс научиться пользоваться этими программами и оборудованием. В Bucknell такой возможности пока не было. Стажировка много дала мне и по моей специализации. Благодаря работе в проекте, я существенно улучшила свои навыки в программировании и, среди прочего, выучила несколько новых библиотек, которые смогу использовать в дальнейшей работе. Думаю, что для студента, меньше года занимающегося программированием, это очень большой шаг.

То, чем тебе пришлось заниматься во время стажировки, насколько совпадала с картинкой, нарисованной в уме заочно?
IMG_5439- Во-первых, мне было очень интересно. Я изучаю математику с акцентом на программирование и мне было очень интересно посмотреть на результат своей работы. До приезда в Сколтех я думала, что максимум того, что мне предстоит – писать программы. А здесь моя работа оказалась напрямую связана с гуманоидным роботом NAO, японо-французской компании SoftBank Robotics, обладающим  25 степенями свободы,  и вот этого я точно не ожидала. Я раньше никогда не работала с роботами, что называется «вживую» и этот опыт оказался очень ценным, не говоря уж о том, что было просто интересно. Было приятно, что я сделала правильный выбор в сторону прикладной математики – например, мои знания линейной алгебры помогли быстрее разобраться с системой распознавания Kinect.

Во-вторых, не смотря на то, что Bucknell университет маленький, народу в нем все-таки больше чем в Сколтехе и здесь я получила максимум внимания со стороны руководителя практики, профессоров и коллег, много больше чем то, на что я могла рассчитывать в Bucknell. Сам процесс практики был очень живым и каким-то «интерактивным», что ли. Очень большую помощь мне оказал аспирант Артём Павлов, которого назначили мне в советники.

В Сколтехе официальный язык преподавания английский. Помогало ли тебе это или мешало?
- Скорее, было удобно. Я всегда могла переключиться с одного языка на другой.

IMG_5445Дмитрий Тетерюков:
- В моей лаборатории Ксения – первый студент из американского и западного ВУЗа, приехавший стажироваться. Скажу прямо, это весьма престижно и важно для имиджа Сколтеха, когда учащийся такого престижного университета как Bucknell выбирает для стажировки нашу Лабораторию и Сколтех. И не просто студент, а лучший, такой как Ксения, на счёту которой место в Тop 25% на конкурсе Canadian Open Mathematics Challenge Канадского математического общества и успешное выступление на Canadian Senior Mathematics Contest в University of Waterloo. Не могу не отметить и её выдающиеся личные качества. Помимо хороших аналитических способностей, Ксения продемонстрировала потрясающее трудолюбие и академическую дисциплину, которые, будем честны, порой так не хватает русским студентам.

IMG_5417Было очень приятно иметь дело с умным и талантливым студентом, который, получая задачу, не просто слушает, но слышит преподавателя и только потом ищет собственный подход и решает проблему. Зачастую наши студенты слишком стремятся сделать все по своему и бессистемно. Для успешного обучения и получения знаний очень важно следовать советам своего профессора и советника. Умение слушать и прислушиваться – очень важное качество успешного студента и у Ксении оно есть в полной мере. Результат сочетания способностей с дисциплиной превзошёл не только её, но и наши ожидания. Мы успели проделать очень большой объем работы. До начала стажировки я думал примерно так: «Девушка умная и успеет что-нибудь сделать». Оказалось, что Ксения смогла за полтора месяца практически довести свою часть проекта до конца, хотя у нас и не было особых наработок в этой части проекта. Она сумела быстро разобраться с системой управления роботом, управлении его движениями, с SolidWorks или 3D-моделированием, самостоятельно сделала лестницу для робота и освоила Kineсt с системой 3D-сканирования и создания облака точек. Все задачи были абсолютно разными, но она отлично справилась со всеми тремя.

IMG_5401Что вы как руководитель Лаборатории вынесли для себя из этой стажировки?
- Для меня было важно доказать соответствие Лаборатории ожиданиям студентов и тому, что мы заявляем о её уровне. Мы старались сделать всё, чтобы стажеру было удобно работать не только по части оборудования, но и общения. Это не было тем случаем, когда приехавший студент что-то делает в одиночку, а по окончании проекта просто приходит с презентацией. У Ксении был правильно подобранный советник и практически ежедневная интерактивная работа с членами команды. Мне, как руководителю, было важно понять на будущее как выстроить процесс стажировки, чтобы студенты за очень короткий период получали от нее максимально возможный результат. Только так мы сможем привлекать в будущем хороших студентов-стажеров из действительно хороших университетов. Говоря о своей лаборатории могу сказать, что в плане оборудования, технологий и уровня проектов мы находимся на хорошем европейском уровне.

Ксения Цоктоева
IMG_5458
- У меня есть возможность сравнивать свой опыт в Сколтехе с учебой в Канаде и США и я соглашусь с Дмитрием – Сколтех, его Лаборатория Робототехники соответствует очень высоким стандартам. Все что нужно для работы в ней есть и дело только за хорошими студентами.

Ты посоветовала бы своим однокашникам из Bucknell последовать твоему примеру?
- Конечно да, но с поправкой на то, что это все-таки Россия и иностранцам, не говорящим по-русски здесь сложновато. Все иностранные студенты, с которыми я здесь общалась, говорят, что им очень нравится в Сколтехе, но даже в Москве иностранцу достаточно сложно, особенно за пределами центра Москвы.

Какие дальнейшие планы?
- Я продолжу учебу в своем университете, но уже с багажом, полученным в Сколтехе. Буду активнее искать возможности для участия в исследовательских проектах. Мне очень понравилось то, чем я занималась на проекте Reachbot. Думаю, что продолжу общаться с Дмитрием и ребятами.

IMG_5396Дмитрий Тетерюков
- Думаю, что за время стажировки нам удалось раскрыть перед Ксенией, программистом по специальности, ещё один огромный плюс робототехники. Он заключается в возможности применить программирование для физических объектов. Смотреть на то как в результате работы твоего ума робот начинает двигаться, как в 3D-сканнере создается физический объект – это очень интересно. Робототехника уникальна этой способностью раскрывать, что IT это не просто функции, код и больше ничего. Робототехника дает возможность ощутить и увидеть как код работает в физической реальности, как движется робот, едет машина и тому подобное. Эта наглядность позволяет сформировать у студента тягу к знаниям, к работе. И человек осознает, что не просто работает с компьютером, а может управлять процессом. Это очень важно.

Share on VK